Абстрактное искусство Основы метафизической живописи Высший художественно-технический институт Поп-арт Социалистический реализм Советская жанровая картина Московское высшее художественно-промышленное училище

ПОП – АРТ

П. Блейк,

Хамилтон,

Р. Раушенберг,

К. Олденберг,

 Р. Лихтенстайн,

Дж. Розенквист,

  Дж. Дайн,

Э. Уорхол Р.,

 А. Фернандес;

 Н. де Сен-Фаль,

П. Вундерлих.

Поп-арт (англ pop- art, от popular art общедоступное искусство) — направление, сложившееся сначала в модернистском изобразительном искусстве, а затем в различных сферах массовой культуры XX в.

Хотя поп-арт приобрел мировую известность прежде всего в своем американском варианте, его истоки связаны с деятельностью лондонской "Независимой группы". Это объединение молодых худоников, архитекторов и критиков (Эдуарде Паолоцци, Уильям Тёрнбалл, Ричард Гамильтон, Лоуренс Оллоуэй, Сэнди Уилсон, Питер Райнер Бэнхем, Элисон и Питер Смитсон и другие) организовалось в 1952 году с целью обсуждения различных вопросов современной культуры – философии, кибернетики, теории информации, масс-медиа, популярной музыки, кино, дизайна. Собрания группы проходили в Институте современного искусства. Особый интерес участников вызвали темы, связанные с массовой культурой: мода, американский вестерн и научная фантастика, иллюстрированные журналы. Популярные печатные картинки, будучи показанными на экране, приобретали неожиданную масштабность и значимость. На одном из заседаний Л. Оллоуэй впервые употребил сокращение "поп-арт" (популярное искусство), которое относилось им тогда только к тиражируемым произведениям массового спроса. Позднее, став известным критиком, Оллоуэй так охарактеризовал отношение "Независимой группы" к массовому искусству: "Мы не испытывали типичного для большинства интеллектуалов отвращения к коммерческой культуре: мы принимали ее как факт, детально обсуждали и потребляли ее с энтузиазмом. В результате наших дискуссий мы уже не рассматривали поп-культуру в границах таких понятий, как "эскапизм" [уход от реальности], "чистая развлекательность", "увеселение", и относились к ней с серьезностью, которой заслуживает искусство"" .

Итак, мы видим, что в первой половине 50-х гг. интеллектуалы, занимающиеся анализом искусства, обратились к массовой культуре с целью понять ее природу, закономерности формирования и функционирования. С развитием средств массовой информации, ростом производства товаров массового спроса коренным образом менялась повседневная жизнь, а вместе с ней менялись искусство и культура в целом. В начале второй половины XX века многим стало ясно, что нарождавшееся популярное искусство требовало не презрения и порицания, но прежде всего адекватного теоретического осмысления, так как оно не могло быть полностью сведено к довоенным или еще более ранним образцам и тенденциям. В атмосфере повышенного интереса к вопросам массовой культуры и возник поп-арт.

Стилем, напрямую предшествовавшим поп-арту, считается дадаизм (1910 – 20-е гг. XX в.).

Итак, поп-арт – это течение в искусстве (преимущественно в живописи), изображавшее объекты повседневной жизни современного мегаполиса, на начальном этапе своего развития романтизировавшее жизнь индустриального общества массового потребления. "Художники поп-арта открыли своеобразную поэтику массовой продукции городской культуры, находя ее в банальных и тривиальных вещах, событиях, жестах, в окружающей их потребительской среде и коммерциализованной реальности: в голливудских боевиках и популярных «звездах», в газетных и журнальных фото, в американском жизненном стандарте, основанном на техническом прогрессе, в рекламе, афишах, плакатах, газетах, в предметах домашнего обихода, комиксах, научной фантастике, бульварной литературе и т.п. – во всем, что составляло повседневную среду обитания и псевдодуховную пищу евроамериканского обывателя середины ХХ в. Изымая элементы и имиджи массовой культуры из повседневной среды и помещая их в контекст ими же образуемого художественного пространства, поп-артисты строили свои произведения на основе игры смыслами массовых стереотипов (новые контекстуальные связи, иной масштаб, цвет, иногда деформации и т.п.)…"

Поп-арт зародился в Англии; наибольшей известности достигли американские и французские художники. Сходные направления появились в Италии, Германии, и даже в СССР. В качестве обозначения советского аналога поп-арта иногда используют термин «соц-арт».

Представители поп-арта в лице Р. Раушенберга предложили зрителю искусство, оперирующее привычными предметами, которые, будучи вырваны из обычных связей с окружающими объектами, предстали в случайных, парадоксальных сочетаниях.

«Новая предметность», которую в начале XX века утверждал кубизм, возвратилась в предметных компиляциях поп-арта. Обратившись к миру вещей, созданных массовым промышленным производством, поп-арт быстро вошел в сферу современной массовой культуры и соединился с рекламой, дизайном, оформительским искусством. Англ. pop art, сокращение от popular art - популярное, общедоступное искусство, термин объясняется также значением звукоподражательного английского "pop" - отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть как искусство, производящее шокирующий эффект.

Поп-арт возник как своеобразная реакция на засилье абстрактного искусства с его полным отрывом от реальности и как продолжение в условиях тотальной индустриальной цивилизации экстравагантных опытов дадаизма и сюрреализма 20-х гг.

Получил распространение прежде всего в искусстве США (Р. Раушенберг, К. Олденберг, Р. Лихтенстайн, Дж. Розенквист, Дж. Дайн, Э. Уорхол), а затем Великобритании (П. Блейк, Р. Хамилтон), Франции (А. Фернандес; Н. де Сен-Фаль), Германии (П. Вундерлих) и других стран. Своими целями представители Поп-арта провозгласили "возвращение к реальности", раскрытие эстетической ценности образцов массовой продукции. Они буквально воспроизводят типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, детали машин и т. д.), широко пользуются привычным языком средств информации (штампованные приёмы рекламы, прессы, телевидения, кино, документальной фотографии, комиксов и т. д.). Однако, несмотря на многообразие образных ассоциаций, вызываемых у зрителя произведениями Поп-арта, их кажущуюся злободневность, они отчуждены от подлинной реальности: яркие зрительные эффекты (достигаемые с помощью новейших искусственных материалов и сложных технических приёмов) заглушают сквозящие в них ноты иронии, неприятия господствующего в обществе "потребления ради потребления".

После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например, употребление товаров: Coca cola или Levi's джинсы становятся важным атрибутом этого общества. Человек, используя тот или другой товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Ток формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы.

Множество создателей поп искусства используют творческие методы, пришедшие из дадаистских экспериментов (общество "Dada"), когда форма не моделирована из материала, но составлена из искусственных объектов. Так ассамбляж стал трамплином для многогранного мышления, которое становятся всё важнее для художника - для искусства окружающей среды и хепеннинга. Он так же ведёт и к новым формам реализации творчества: объединение пространственных объектов, в которое может войти и сам зритель - в инсталляции. Поп искусство так же имело влияние и для искусства среды без хеппенинга. Художники вступали в эксперименты с реальными объектами.

Другой шаг - переход к действию, который был бы не только частью творческого процесса, но и частью самого творчества. Это воплощено в хепенинге - переходит к пустому действию, которое становится частью художественного действия. Первооткрывателем этого считался Ив Клейн. Именно он взялся за нетрадиционные образы искусства. Действуя под влиянием стихий созданные работы он назвал "космогонией". В 1960 в галерее искусства в Париже, для музыкантов, играющих различные произведения, он создал картины "живой кисточкой"- покрашенными в голубой цвет обнажёнными моделями. Они прижимаются к полотнам всем телом оставляя отпечаток. Эти действия поражали зрителей. Им было показано прямое действие, вернее множество происходящих действий без комментария, логики. И действующий человек, и предмет, и сам зритель - это художественная совокупность одинаковых действий.

Поп искусство (поп-арт) воплотило в себе творческие искания новых американцев, которые опирались на творческие принципы Дюшана. Это: Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол, и другие. Их единомышленники: Гамельтон Р., Тон Китай в качестве авторитета выбрали Курта Швитерса. Поп искусству свойственно произведение - иллюзия игры, объясняющая суть объекта.

Сформировавшаяся ветвь поп искусства: гиперреализм - направление постмодернизма, целенаправленно на фотографическое воспроизведение банальной ежедневности.

После господства абстракции искусство перестало чуждаться жизни и злободневности, привлекалось все, что может возбудить интерес, - атомная бомба и массовые психозы, портреты политических деятелей и кинозвезд, политика наравне с эротикой.

Выставочные залы Европы и США стали похожи на выставки поделок самодеятельных кружков народных умельцев и изобретателей, ведь техника поп-арта была исключительно разнообразна: живопись и коллаж, проецирование на полотно фотографий и слайдов, опрыскивание с пульверизатора, комбинирование рисунка с кусками предметов, и т.д.

Понятно, что критика относилась к такому искусству по разному, одни говорили о вырождении искусства или, на худой конец, обновленной форме натурализма, другие говорили о новом этапе в развитии искусства, называя поп-арт «новым реализмом» или «сверх реализмом». Поп-арт нужно принимать как реальность и отдать должное изобретательности создателям произведений этого направления современного искусства, ведь для создания конструкций использовались новые достижения науки и техники.

Искусство поп-арта тесно переплеталось с искусством торговой рекламы, ставшей неотъемлемой частью американского образа жизни. Реклама броско и навязчиво пропагандирует товарный стандарт. Как и в рекламе, главными сюжетами поп-арта стали автомашины, холодильники, пылесосы, фены, сосиски, мороженое, торты, манекены и.д. Некоторые громкие имена художников помогали сбывать товар.

Мировую известность поп-арт приобрел в своем американском варианте, но корнями течение уходит в деятельность художников, архитекторов и критиков лондонской “Независимой группы” (Эдуардо Паолоцци, Уильям Тернбалл, Ричард Гамильтон, Лоуренс Оллоуэй, Сэнди Уилсон и др.). В 1952 году эта группа объединяется для обсуждения вопросов современной культуры, философии, кибернетики, теории информации, масс - медиа (пресса радио, телевидение), популярной музыки, кино и дизайна. Особо пристально рассматривалось все, что было связано с массовой культурой – мода, американский вестерн, научная фантастика, иллюстрированные журналы. Эта группа не испытывала типичного отвращения интеллектуалов к коммерческой культуре. Напротив, ее потребляли с энтузиазмом, принимая как факт. Вскоре появились работы, выражающие новую художественную идеологию.

Тогда как в Англии поп-арт основывался на теоретических обсуждениях явлений современной культуры, в Америке его двойник возник спонтанно под воздействием внутренней ситуации в мире искусства. Американский поп-арт родился как отрицание абстрактного экспрессионизма.

Основоположниками нового течения в американском искусстве стали Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. Раушенберг создает так называемые “комбинированные картины”, сочетая вещественные вставки с живописью в манере абстрактного экспрессионизма. Художники поп-арта выражали типичные постмодернистские идеи: отсутствие личностного начала в творчестве, сведение произведения к простой комбинации готовых элементов. Таким образом, они пытались работать “в прорыве между жизнью и искусством”.

Близким к поп-арту был гиперреализм (сверх реализм). Художники этого направления старались сверхточно копировать действительность, пользуясь даже муляжом. В изготовлении муляжей прославился скульптор модернист Дж. Сигал. Он изобрел собственную технику изготовления копий живых людей. Сигал забинтовывал людей широкими хирургическими бинтами. Придавая ему желаемую позу. И заливал гипсом. Полученные фигуры, Сигал располагал на обычных стульях, в кроватях, ваннах. Анемичность муляжей, Сигала подчеркивает беспомощность, бездейственность людей по отношению к внешнему миру.

Вазарели был самым ярким представителем оп-арта благодаря как размаху своего творчества так и логической завершенности своего метода. В работе Вазарели — «Сверхновые» (1959—1961) две одинаковые контрастные формы создают ощущение перемещающейся вспышки, покрывающая поверхность сетка через некоторое время отделяется и зависает, а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд. Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок.

Кинетическое искусство — вид пластического искусства, в котором используются мобильные и трансформирующиеся формы, приводимые в действие рукой, воздухом или мотором. К. объекты вносят в искусство органический элемент, но и превращают произведение в род машины, отдаляя его от природы. На русской почве мобильные элементы появились как развитие супрематизма Малевича в проектах скульптур И. Клюна, оставшихся нереализованными (1918-1919). «К. ритмы» провозгласил в своем «Реалистическом манифесте» (1920) Н. Габо, ставший первым в мире последовательным мастером к. скульптуры.

Кульминацией кинетизма явилось не просто создание движущихся объектов – этим занимались в 20-е года Н. Габо, М. Рэй, Л. Мохой-Надь, а включение работ в единую среду, где взаимодействие движения, «свето-цвета», музыки, звука преобразует пространство и приводит к новому зрелищному синтезу (или «новой визуальной ситуации», как провозглашает манифест группы «GRAV»). Московские кинетисты писали в 1968 году : «Если искусство стремится идти в ногу со временем, оно не может стоять в стороне от бурного и интенсивного ритма

 Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение) - направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др. жизни. Стремление к динамичности в искусстве было связано с тенденциями органичного соединения разных видов и форм искусства, т.е. синтеза». В кинетической среде менялась роль зрителя, который становится соучастником ее изменений.

Живопись. Живопись обладает очень разнообразными средствами и возможностями, но не может передать осязаемый, пространственный объем (в отличие от скульптуры). Живопись – это искусство одной точки зрения. Пространство и объем – существует только в иллюзии. Поэтому плоскость поверхности картины также важна, как и созданные на ней образы. В древности – материал – дерево (Античность, Ран. Возрождение). 2ая пол. XVI в. – писали на медных досках. В XVII в. на смену дереву приходит холст, в XIX в. – картон. Все эти материалы – основа в живописи. На нее наносится грунт + красочный слой. В некоторых видах живописи (фреска, акварель) основа употребляется без грунта. Задача грунта: выровнять поверхность, уменьшить чрезмерное впитывание связующего вещества в основу. Свои тоном грунт участвует в колорите картины. Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой. Из практического назначения живопись подразделяется (роды): монументальнодекоративную (стенные росписи, плафоны, панно), станковую (картины), декоративную (театр, кинодекор) + миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), декоративная роспись предметов домашнего обихода, диорама (дугообразная лентакартина), панорама. Технические приемы. Живопись различается по характеру веществ, связующих пигмент и по техническим способам закрепления пигмента на поверхности. Это: масляная живопись; темпера (краски, где связующим веществом служат белок или желток; растров клея с мослом); фреска (водные краски по сырой или сухой штукатурке; связующим веществом является известь); энкаустика восковая живопись (предварительно разогретые краска: воск, смолы, масло, пигмент – наносятся на подогретую основу; живопись 5 в. до н.э. – в термах, фаюмские портреты, ранние христианские иконы); эмаль (живопись керамическими и силикатными красками); мозаика (изображение, выполненное из цветных камней, керамических плиток, цветного стекла); витраж (произведения декор. искусства, выполненные из цвет. стекла или др. матер., пропускающих свет); произведения, выполненные в технике акварели, гуаши. Главным выразительным средством живописи – цвет. Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности худ. образа в живописи. Это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определенное единство. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, с индивидуальностью мастера. По характеру цветовых сочетаний может быть спокойным – напряженным, холодным – теплым, светлым – темным. По степени насыщенности – ярким, сдержанным, блеклым и т.д. интерес к световоздушной среде, обволакивающей предметы, привел к явлению валёрной живописи. Валер – оттенок тона, во взаимосвязи с другими оттенками выражающий определенное соотношение света и тени. В живописи нового времени широко использовались рефлексы – влияние света и цвета на предмет, когда на него подает отсвет от неба, предметов и т.д. Используется монохромная живопись (одним тоном или его оттенками). Локальные краска – чистые, не смешанные тона. Тон – изменение цвета под воздействием света, воздуха, рефлексов. В станковой живописи большую роль играет формат картины. Он связан со стилем эпохи, с особенностями жив. техники, композиции, интерьера, для которого предназначении картина. Прямоугольный (вертикальный – приобретает динамику, более эмоциональный настрой; горизонтальный – повествовательный сюжет, показано действие, психологически); квадрат – действие на таком формате как бы останавливается, внимание направлено в центр картины, выражение покоя); в эпоху Возрождения – круглый формат – выражение покоя; овальный – эпоха Рококо. Работа над картиной включает: 1 – многочисленные этюды и эскизы; 2 – нанесение рисунка на грунт, выстраивается композиция, намечаются основные светотеневые соотношения; 3 – подмалевок – лепится основной объем; 4 – лессировка. Жанры: портрет (парадный, интимный, групповой); пейзаж (арх., сельский, городской, индустриальный, марина); натюрморт (цветы, со снедью, с быт вещами); сюжетнотематическая картина (историческая, бытовая, анималистическая, интерьер).


Тенденции современного дизайна